Математика в русском языке
Разделы: Математика
Учение великого Пифагора целиком основывается на мысли о том, что числа правят миром. Можно продолжить эту идею: не только числа сами по себе, но и числовые закономерности, связи. Числа – это не только обозначения количества или номеров при исчислении, числа – это порядок, развитие памяти и различных операций с ними. Числа – это даты исторических событий, без которых невозможно восприятие и изучение истории. Это экономика, хозяйствование, практически вся наука. Числа – космос, музыка, стихосложение, архитектура, символы, то есть целостная система окружающей нас действительности [1].
Закономерно то, что русский язык – один из высокоразвитых языков мира – тесно и глубоко связан с математикой. Дело не только в целой системе числительных, математических терминах и понятиях, но и в традиционных математических «инструментах», представлениях. Интересно наблюдать за тем, как отражается в структуре русского языка принцип симметрии букв и слов. Симметрией называется такое свойство геометрических фигур, при котором возникает некоторая правильность их форм, когда любой точке по одну сторону от центра симметрии соответствует другая точка, которая расположена по другую сторону от этого центра. В русском алфавите 33 буквы, и написание некоторых из них соответствует вертикальной и горизонтальной симметрии [4, 25]. Выделяют четыре такие группы: горизонтальная ось симметрии — В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю, вертикальная ось — А Д Ж L М Н О П Т Ф Х Ш, отсутствие оси симметрии — Б Г И Р У Ц Ч Я Щ, наличие обеих осей симметрии — Ж Н О Х Ф. Буквы, обладающие горизонтальной осью симметрии, способны образовывать слова, тоже обладающие эффектом горизонтальной симметрии: сон, кофе, нос, нож, нюх и др. Вместе с тем такие слова, как слова шалаш, топот, потоп обладают вертикальной симметричностью.
Конечно же, связь русского языка с областью математики разнообразно проявляется в мире фразеологизмов, включающих в свой состав числительные. Фразеологизмом называется устойчивое сочетание слов данного языка, значение которого по отдельности не определяется значениями слов, входящих в его структуру. Примеры: Один на один. Одного поля ягода. На один манер (покрой). Раз-два — и готово. В два счёта. Раз-два и обчёлся. Бог троицу любит. В три ручья (плакать). Заблудиться в трёх соснах. За тридевять земель. Сидеть в четырёх стенах. С пятого на десятое. Седьмая вода на киселе. Семь пятниц на неделе. Семеро одного не ждут. На седьмом небе. Семь вёрст до небес и всё лесом. Девятый вал. Во сто крат и т.д.
Сейчас редко можно встретить старинные русские меры длины. А в пословицах и поговорках они сохраняются: верста, сажень, аршин, локоть, пядь, вершок. Ты от правды на пядень, а она от тебя – на сажень (1 пядь — 1/12 сажени). За семь вёрст комара искали, а комар — на носу (1 верста = 1,1 км). У него в голове ни ползолотника (1 золотник — 4,3 грамма) [8]. Полено к полену – сажень. Не уступить ни пяди. Каждый купец на свой аршин меряет. От горшка два вершка, а уже указчик. Семи пядей во лбу.
Числительные встречаются во многих загадках русского языка: Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. Два брюшка, четыре ушка. Сто один брат в один ряд вместе связаны стоят. Четыре братца под одним шатром стоят, одним поясом связаны. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. Два близнеца – два братца верхом на нос садятся. Таких загадок существует огромное количество. Это свидетельствует о роли числовых обозначений, связей в картине мира человека. Впервые на использование «математического языка» в русских загадках, пословицах, поговорках обратил внимание Владимир Иванович Даль, современник Пушкина и Гоголя [3].
Если говорить о математических терминах, понятиях, фамилиях известных учёных, то они, как правило, являются заимствованными (греческими, латинскими), и нужно обращать внимание на существующие правила. В названиях греческих букв, за исключением омеги и омикрона, ударение падает на первый слог (альфа, бета, гамма, дельта). В фамилиях английских математиков – так же: Ньютон, а во французских фамилиях и именах древнегреческих математиков, наоборот, на последний (Декарт; Евклид, Архимед, Пифагор и т.д.). В заимствованных и других языков мира математических терминах ударение ставят в соответствии с нормами, принятыми в языке- источнике.
Важнейшая часть лексики и грамматики русского языка – это склонение количественных числительных — целых и дробных. Они, употребляясь в устной и письменной речи, живут своей жизнью. Числительное «один» склоняется по типу местоимения «этот». У числительных два, три и четыре особая форма склонения:
двух, трёх, четырёх
двум, трём, четырём
два, три, четыре (одушевл: двух, трёх и четырёх)
двумя, тремя, четырьмя
о двух, о трёх, о четырёх
Числительные от пяти до двадцати и числительное тридцать изменяются по образцу существительных 3-го склонения. Числительные соро, девяносто и сто обладают двумя падежными формами: в им. и вин. падежах – сорок, девяносто и сто, а в остальных – сорока, девяноста и ста.
В числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот изменяются обе части:
о шестидесяти, трёхстах
Числительные тысяча, миллион и миллиард склоняются как обычные существительные.
У составных количественных числительных по падежам изменяются все входящие слова:
тысяча девятьсот восемьдесят шесть
тысячи девятисот восьмидесяти шести
тысяче девятистам восьмидесяти шести
тысячу девятьсот восемьдесят шесть
тысячей девятьюстами восьмьюдесятью шестью
о тысяче девятистах восьмидесяти шести
В дробных числительных склоняются обе части: первая по типу количественных числительных, обозначающих целое число, а вторая по образцу порядковых числительных во множественном числе:
Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе:
о шестерых (друзьях)
У числительного «оба» есть общие формы для мужского и среднего родов и особые формы для женского рода:
Нельзя обойти вниманием и то, что в рамках русского языка существует огромное количество ребусов, включающих в себя и изображения, и символы, и знаки препинания, и буквы, и цифры. Ребусы представляют собой загадки разной степени сложности, в которых зашифрованы какие-то слова или выражения. Для того чтобы разгадать ответ, нужно разобраться комбинации. Такие ребусы были очень популярными ещё в Советском Союзе, и сейчас их с удовольствием разгадывают и дети, и взрослые.
Математика не обходит и так называемые палиндромы. Палиндромы (греч. — бегущий обратно) — это слова, выражения, словесные или цифровые построения, одинаково читаемые слева направо и справа налево. Так называемые «перевёртыши» — это не только слова казак, комок, радар, наган, топот и т.д., но и числа. Даты исторических и других событий, например, количественные обозначения. Примером палиндрома является число 6886. Известна очень интересная закономерность. На жизнь одного человека может выпасть до нескольких «палиндромных» лет: 1991-й, 2002-й. Перед ними можно назвать только 1881-й, а после них — 2112-й.
Очень часто явления русского языка внутренне связаны с такими понятиями, как множества и подмножества. В данном случае множество является объединением каких-либо объектов, предметов или понятий в совокупность по общему для них свойству (свойствам, признакам. Например, даётся множество слов: А = <стульчик, вкладчик, лимончик, вертолетчик, переводчик, графинчик, стаканчик, карманчик, разносчик, водопроводчик>. Данное множество включает в себя 10 элементов – это слова, имеющие суффикс -чик-. Укрепляют лингвистические знания и умения такие задания: из предложенных слов нужно сначала выписать слова, имеющие суффикс -чик- со значением «человек по роду занятий», а затем — слова, содержащие суффикс -чик- с уменьшительным значением.
В = <вертолётчик, вкладчик, переводчик, водопроводчик, разносчик>; n (В) = 5.
С =<лимончик, стульчик, графинчик, стаканчик, карманчик>; n (С) = 5. Множества В и С выступают в роли подмножеств изначального множества А. Такие же задания можно выполнять со случаями чередования а-о в корнях касс-косн, гор-гар, зор-зар и т.д., а также с приставками пре-при-. Подобная работа развивает языковую логику, способствует пополнению запаса слов. Так математика реально помогает лингвистике.
Математика присутствует в письменном русском языке и в виде специальных графических символов – арабских и римских цифр. Без них невозможно было бы структурировать различные планы, перечни, классификации [5]. Существуют специальные правила чтения буквенных выражений. Название латинских букв x, y, z относятся к мужскому роду, а остальных латинских букв – к среднему роду. Следует произносить: а = 3 «а равно трём», с = -5 «цэ равно минус пяти», но х = 800 (икс равен восьмистам), у = 100 (игрек равен ста). В прочтении выражений названия букв не изменяются по падежам: 3у (три игрек, а не три игрека), 5х (пять икс, а не пять иксов). Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01 и т. д., то выражение читают во множественном числе: 5х = 130 (пять икс равны ста тридцати), 0,2у = -2,6 (ноль целых две десятых игрек равны минус двум целым шести десятым».
Математика буквально «пронизывает» русский язык на разных его уровнях: лексика, грамматика, фольклор. Есть очень много слов, в звуковом составе которых содержатся числа: одиночка, семья, трибуна, витрина, история, сторож, тризна и др. Заниматься поиском таких слов увлекательно и интересно. Но и это ещё не всё. Поскольку литература является частью русского языка, то математика проникает и в неё. На страницах разных книг используются математические данные, математические рассуждения, примеры и задачи. Например, в романе Жюля Верна «Таинственный остров» описывается способ измерения высоких предметов с помощью прямого шеста, отвеса и пространственной проекции по законам геометрии (свойства подобных треугольников). Другой герой Жюля Верна, математически доказывает, что более длинный путь за кругосветные странствования прошла его голова, а не ступни ног.
Лев Толстой очень любил математику и даже преподавал её в основанной им Яснополянской школе. Он написал учебник «Арифметика». Гостям писатель любил предлагать задачи для решения. Например, такую: «Косцы должны выкосить два луга. Начав косить с утра большой луг, они после полудня разделились: одна половина осталась на первом лугу и к вечеру его докосила, а другая перешла косить на второй луг площадью вдвое меньше первого. Сколько косцов, если известно, что в течение следующего дня оставшуюся часть работы выполнил один косец?».
С математикой в литературе связан и юмор. В рассказе «Репетитор» А.П. Чехов описывает, как безуспешно пытается решить элементарную задачу про два куска сукна нерадивый репетитор, краснея и пыхтя. А о комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» и говорить нечего: урок математики Цыфиркина и Митрофана – это настоящий анекдот.
В рассказе И.С. Тургенева «Муму» дворник Герасим имеет рост двенадцати вершков и считается богатырём. Дело в том, что раньше указывалось только число вершков, на которое рост человека превышал два аршина. Таким образом, рост Герасима – это 1м 98см.
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» приводятся подробные математические расчёты старухи-процентщицы: сколько она берёт за каждый заклад. С Раскольникова старуха требует тридцать пять копеек.
А вот в басне И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак» с помощью положения векторов движения героев по правилу параллелограмма можно доказать, почему воз не трогается с места.
Итак, на всех этих и других примерах можно понять роль математики в русском языке, в русской культуре. Поразительно высказывание Л.Н.Толстого, где соединяются математика и философия: «Человек есть дробь. Числитель — это сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель — оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель — свои достоинства — не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель — своё мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству». С помощью математического языка можно выразить бездну смыслов, математика в языке поистине неисчерпаема.
Список использованной литературы
- Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., «Просвещение», 2007.
- Глейзер Г.И. История математики в школе. М., «Просвещение», 1981.
- Даль В.И. Пословицы русского народа.
- Депман И.Я. Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М., «Просвещение», 1999.
- Какзанова Е.М. Терминологический энциклопедический словарь: Математика и всё, что с ней связано, на немецком, английском и русском языках. М.: Астрель: АСТ, 2009.
- Кондратов А.М. Математика и поэзия. М., 1962.
- Мещерский Н.А. История русского литературного языка, 1981.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Просвещение», 2006.
- Русские народные сказки. М.: «Правда», 1982.
Работа «Русский язык на уроках математики»
русский язык и математика- что может объединять далекие друг от друга области знаний.
Просмотр содержимого документа
«Работа «Русский язык на уроках математики»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Тема: «Русский язык на уроках математики»
ученица 5 класса
МКОУ «Светловская СОШ
Зайцева Ирина Ивановна,
Введение____________________________________ ____________стр. 2-3
Имя числительное в русском языке___________________________стр.4
Глава 2. Исследовательская часть
2.2. Симметрия букв и слов._________________________________стр.6
2.3. Фразеологизмы с числительными.________________________стр.7
2.4. Правила чтения буквенных выражений.___________________стр.8
2.7. Кроссворд. ___________________________________________стр.10-11
2.8. Проверочная работа ___________________________________стр.11-14
Приложение 3____________________________________________стр 17
Математика занимает в школьном образовании важнейшее место. Никто не отрицает ее важность в развитии логического, пространственного и абстрактного мышления, но очень часто «плюсы» математики становятся её «минусами» в глазах учеников. Многие считают математику сухой и скучной наукой, а математиков за глаза называют сухарями, относятся к математике лишь как к вспомогательному элементу — счётной машинке для других естественно — научных дисциплин, а уж связь математики с гуманитарными предметами большинство считает абсурдным. Как же увлечь математикой людей, которые заведомо не считают ее интересной и тем более красивой?
Да, именно красивой, так как стремление к красоте и гармонии в человеке заложено природой.
Можно считать математику скучной, сухой, неинтересной, нудной, трудной, но если в ней есть элемент красоты, эстетика, то любой человек обратит на это внимание, а так как мы говорим об увлечении математикой, то внимание играет важнейшую роль. Тема эстетики математики и ее связи с различными научными дисциплинами вполне актуальна:
Тема эстетики урока математики, демонстрации красоты в математике и знакомство с биографиями математиков не только как ученых, но и выдающихся личностей, имеющих разнообразные интересы, является актуальной.
Гуманитаризация образования начисто отделяет математику от повседневной жизни учащихся, они не видят ее связи с какими-то, ни было другими, особенно гуманитарными, предметами, и как следствие вырабатывается отношение к математике как науке ненужной, неважной, лишней.
Актуальность данной темы:
Русский язык и математика – что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Русский язык, с её интересом к духовному миру человека, и математику, предпочитающую строгий научный подход. Русский язык мы привыкли относить к гуманитарным наукам, а математика требует точности и конкретизации фактов. Казалось бы, нет ничего общего… Но математика, так же как и поэзия, живопись, театр и искусство стремится к познанию и красоте. Что любят, то находят повсюду, и было бы странно не встретиться с математикой в русском языке.
ЦЕЛЬ: показать, как взаимосвязаны между собой две науки, как и насколько одна из этих наук проникла в другую.
повысить интерес к двум наукам (русскому языку и математике) на базе получения дополнительной информации;
совершенствовать мыслительные (обобщение, классификация, установление аналогий) и общеучебные умения и навыки;
показать взаимосвязь разных наук;
развивать умение пользоваться справочными материалами.
Гипотеза: Использование знаний по русскому языку, способствует развитию познавательного интереса у учащихся к математике.
Объект исследования: математические знания.
Предмет исследования: русский язык и математика.
При работе я пользовалась следующими методами:
поисковый метод с использованием научной и учебной литература, а также поиск необходимой информации в сети Интернет;
практический метод выполнения вычислений с применением нестандартных алгоритмов счета;
анализ полученных в ходе исследования данных.
Научная новизна: мы исследуем необходимость применения знаний русского языка на уроках математики.
Перспектива развития работы: полученные результаты, дадут возможность учащимся задуматься над важностью этих двух предметов.
1.1.Имя числительное в русском языке.
История русских числительных очень интересна. Дело в том, что такой части речи в древнерусском языке вообще не было. Это не значит, что не было счётных слов, что люди вообще не считали и в их сознании отсутствовали представления о количестве. Конечно, считали и счётные (количественные) слова в языке имелись. Правда, их было мало. В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов,
обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть,
семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча, с XIII в. появляется слово
сорок. Все остальные счетные слова образовывались из комбинации
приведенных выше слов.
Согласитесь, что числа и количества постоянно окружают нас в повседневной жизни. Они встречаются на каждом шагу, облегчая, а в некоторых случаях и затрудняя, нашу жизнь. Мы одинаково считаем минуты перед долгожданной встречей, с горечью провожаем убегающие годы, запоминаем нужную страницу книги или номер телефона. Числа и количества. Понятно, что без них нам уже не обойтись, а значит, не обойтись и без специальных слов — имен числительных, при помощи которых мы можем назвать ту или иную дату, сообщить номер или размер, индекс или код, определить сумму, разность, остаток, доход и многое другое.
Тем не менее, несмотря на частотность употребления и использование практически во всех сферах жизни, имена числительные, представленные в современном русском языке, вызывают определенные трудности.
Наибольшее количество затруднений, возникающих при употреблении числительных, связано с необходимостью использовать их в формах косвенных падежей. Правильный выбор таких форм обусловлен, во-первых, типом склонения, к которому относится то или иное числительное, а во-вторых, общими правилами, регулирующими изменение этих слов в зависимости от состава (простое или составное) числительного и того, с каким словом оно сочетается. И хотя самостоятельных слов, входящих в состав такой части речи, как имя числительное, в современном русском языке относительно мало (около ста), все они оказываются распределенными по достаточно большому (особенно, если сравнивать с существительными или прилагательными) количеству самостоятельных типов склонения.
Глава 2. Исследовательская часть
Решите математические задания, проговаривая числительные вслух.
1) — 89+43 (К минус восьмидесяти девяти прибавить сорок три или сумма минус восьмидесяти девяти и сорока трех равна минус сорока шести.)
2) (122+31)-159 (Из суммы ста двадцати двух и тридцати одного вычесть сто пятьдесят девять или разность суммы ста двадцати двух и тридцати одного и ста пятидесяти девяти равна минус шести.)
3) 27·11 (Произведение двадцати семи и одиннадцати равно двумстам девяноста семи.)
4) 4·X=1000 (Произведение четырех и икс равно тысяче, или какое число в произведении с четырьмя дает тысячу.)
ЧТО ТРУДНЕЕ? Сделать вычисления или проговорить их?
Нет, видимо, в русском языке темы, вызывающей большие трудности, чем тема «Числительное». Редко можно услышать от дикторов радио и телевидения – верно прочитанное многозначное число в косвенном падеже.
Склонение количественных числительных.
И. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять
Р. п. шестнадцати тысяч восьмисот сорока девяти
Д. п. шестнадцати тысячам восьмистам сорока девяти
В. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять
Т. п. шестнадцатью тысячами восьмьюстами сорока девятью
П. п. о шестнадцати тысячах восьмистах сорока девяти.
В равенстве числительные, стоящие в левой части, читают в именительном падеже, а числительные, стоящие в правой части, читают в дательном падеже.
Например:
11 км = 11 000 м
Одиннадцать километров равны одиннадцати тысячам метров.
Один метр равен ста сантиметрам.
2.2.Симметрия букв и слов.
Написание некоторых букв русского алфавита имеет вертикальную и горизонтальную симметрию. Выполнив исследовательскую работу все буквы можно разбить на 4 группы. (см. Приложение 1,2)
Буквы с горизонтальной осью симметрии
Буквы с вертикальной осью симметрии
Буквы, не имеющие ось симметрии
Буквы с горизонтальной и вертикальной осями симметрии
В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю
А Д Ж М Н О П Т Ф Х Ш
Б Г И Р У Ц Ч Я Щ
Из букв, которые обладают горизонтальной осью симметрии можно
составлять слова, которые также обладают горизонтальной симметрией.
Например. КОФЕ, СОН, НОС, НЮХ, НОЖ и т.д. (см. Приложение 3)
А вот такие слова как: ШААШ, ПОТОП, ТОПОТ – имеют вертикальную ось симметрии. (см. Приложение 4) Есть и целые фразы с таким свойством (если не учитывать пробелы между словами). Такие слова называются палиндромами. Ими увлекались многие поэты.